В традициях русского психологического театра — Календарь событий — Пермское землячество

Люди — наше главное богатство

Пермское землячество

ВКонтакте Twitter Facebook

Наши награды

Календарь событий

Подписаться на новости

Пожалуйста, подождите

Наши именинники

Гаврилов Александр Юрьевич
Кондалов Александр Николаевич
Курашов Семен Сергеевич
Пустовойт Константин Семёнович

В традициях русского психологического театра

5 июля

Первый курс Федотова

Кто такие «федотовцы?» Это люди, с первых минут своего поступления в институт, погруженные в мир театра во всем его многообразии. Это двадцать три студента ПГИКа, обучающиеся под руководством двух профессионалов театрального искусства – Сергея Павловича Федотова (художественного руководителя и мастера курса) и Дмитрия Григорьевича Хомякова (одного из педагогов по актерскому мастерству). Это молодые ребята, полные энергии, энтузиазма, таланта и решимости стать настоящими артистами.

«Курс, который я набрал, учится и в институте культуры, и в самом театре «У Моста». Они уже с самого первого дня погружены в театральный процесс и понимают, что такое настоящий театр»  Сергей Федотов

Совмещая учебную деятельность и участие в спектаклях, фестивалях, флешмобах, ребята «поселились» в театре, который стал для них вторым домом:

«Сплочение у нас произошло очень быстро, мы стали каким-то странным, непонятным, но всё же целостным организмом»  Никита Пирожков

Под присмотром опытных преподавателей, каждый из ребят раскрывается, расширяя внутренние границы своего восприятия и познавая магию театра:

«Я испытываю катарсис практически каждый спектакль. Возникает ощущение, что ты живешь ради этого, чувствуешь какой-то эмоциональный ожог и летишь в этой эйфории»   Дарья Пономарёва

Мастера своего дела «магически» формируют настоящих, универсальных артистов, прививая им любовь и уважение к актерскому делу и поддерживая теплую атмосферу внутри коллектива:

«Мы часто слышим от Сергея Павловича и Дмитрия Григорьевича, что они нас очень любят, что мы как их дети, они это в открытую говорят, совершенно не скрывают всю свою любовь, все эти чувства» Анна Якушева

Как и в любом творческом процессе есть свои тайные механизмы, так существуют и принципы, согласно которым развивается театральный курс Сергея Федотова, происходит личностное и профессиональное становление его «подопечных»:

«За время своей деятельности в театре у меня накопился колоссальный опыт в взращивании артистов, я бы даже сказал уникальная методика работы с актерами, которой я готов делиться»

Зритель: открыто и честно

Современный русский театр постепенно утрачивает свою национальную природу, пронизанную глубоким психологизмом и высокими идеалами. А ведь он и славится именно своей психологической основой. Так, как чувствует, как играет русский артист – не играет никто.

Современный артист должен знать проблемы и «болезни» сегодняшнего театра, чтобы, выходя на сцену, не обманывать зрителя и показывать театр настоящий, живой, с русской душой и искренней подачей. На тренингах с юными артистами говорят на очень серьезные темы о проблемах современного театра и о том, каким должен быть настоящий артист:

«И мы начали с ребятами говорить на репетициях, тренингах и занятиях о том, что самое главное сейчас то, что из театра уходит самая важная проблема - проблема Человека. Решается все что связано со спецэффектами, музыкальным сопровождением, яркими и достоверными костюмами, но театр перестал помогать решать человеку проблемы и говорить о них» Дмитрий Хомяков

Театр непременно должен обозначить какую-то проблему, заговорить о ней открыто и честно со Зрителем, открыв глаза на то, чего он не замечал раньше – вот мысль, которую пытаются донести преподаватели до студентов. Зритель должен выходить из зала не пустым, а озадаченным, воодушевленным и наполненным новыми мыслями и идеями. Настоящий театр всегда дарит своему Зрителю «момент вопроса», над которым тот непременно начнет думать.

Современный артист больше переживает за то, как он выглядит на сцене, а не за то, что он рассказывает своему Зрителю:

«Мы учим ребят тому, что в любой пьесе, любом тексте, роли и выходе на сцену нужно искать «проблему Человека» и решать ее, подбрасывая зрителю пищу для размышлений. Сейчас артисты выходят на сцену и думают о том, как они выглядят, какое впечатление производят. А мы занимаемся делом» Дмитрий Хомяков


«Федотовцы» смотрят спектакли, овладевая умением быть благодарными зрителями, тонко чувствующими и воспринимающими сценическое действо, а после – артистами, продолжателями традиций настоящего русского психологического театра.

 Актерское братство или о взаимодействии студентов с театром


Театральный курс Федотова сразу погружается в настоящую атмосферу театра, живущего в современном ритме. В театре «У Моста», где ребята обучаются актерскому мастерству, царит атмосфера самобытного и исключительного творчества: в одном зале поют, подбирая тональность, в другом репетируют новый спектакль, расставляя нужные акценты, устанавливаются декорации,  подбирается антураж, то и дело мелькают артисты, настраиваясь на работу… «От рассвета до заката» идет работа по всем направлениям. И ребята медленно, но верно вливаются в творческий процесс, становясь свидетелями и участниками таинства «рождения спектакля на сцене»:


«Если говорить о первом чувстве: это было глотком какого-то воздуха, непонятного для меня. Заходишь в театр, а тут все совсем другое, нежели в жизни, но ты чувствуешь, как тебя принимают. Ты смотришь на мир другими глазами, совершенно, все в голове просто взрывается» Анна Якушева


Театр «У Моста» часто гастролирует. И во время отсутствия основного состава актеров, «федотовцы» уже играют в спектаклях, заменяя артистов. Они разучивают новые роли, помогают создавать сценическое пространство, расставляя декорации и занимаясь подбором костюмов. И это очень ценно, ведь существует не так много театров, где к актеру, который только что закончил обучение, начинают относиться серьезно, разговаривая с ним на важные темы:


«Актеры, которые работают со студентами внутри спектакля, относятся к ним на равных, как к взрослым настоящим актерам. Это их, несомненно, подтягивает. Здесь не существует разделения н главных актеров и «антураж», который начинает свою деятельность с простой массовки. И они чувствуют такое актерское братство, что дает им очень серьезную подпитку, силу и веру в себя». Дмитрий Хомяков


Год для артиста – это год жизни, который не может пройти впустую, поэтому ребята очень ценят возможность такого тесного взаимодействия с профессиональными актерами:
«Меня очень вдохновляют театр и сами актеры, на них всегда смотришь, равняешься и многое от них перенимаешь. Они очень открытые, всегда можно подойти и что- то спросить, они всегда все тебе покажут, расскажут и объяснят. Поэтому такая форма подачи, конечно, нравится сама по себе» Анна Якушева
 

Почему театр стал «вторым домом»


Учебно-рабочий режим дня ребят позволяетим считать театр своим вторым домом: есть дни, когда они проводят первую половину дня в институте на учебных занятиях, а потом до позднего вечера (а иногда и ночи) занимаются своей профессиональной деятельностью: обучаются актерскому мастерству, посещают занятия по сценической речи, сценическому движению, занимаются танцами и вокалом, изучают историю театра и литературы, играют спектакли. Есть же дни, которые ребята полностью проводят в театре:

«Это тяжело, но оправданно, ведь именно эта непомерная загруженность приводит к результату» Анна Якушева


Как говорит С.П. Федотов: «Артист должен быть фанатом своего дела, в артисты идут те, кто забывают свою личную жизнь и полностью отдают себя театру». Однако сделав осознанный выбор, ребята иначе воспринимают происходящее:


«Я всегда знал, куда я иду, и понимал, что театр - это неимоверный труд, где нет ни праздников, ни дней рождений, ни выходных…впрочем, зачем нам выходные, если эта работа и есть праздник» Сергей Пепеляев


Такой насыщенный режим работы стал важной проверкой силы воли студентов и их настоящего желания заниматься актерским делом:


«В самом начале было очень тяжело, сложно привыкнуть к такому режиму: с друзьями не видишься, с родителями можешь сутками не видеться, потому что ты приходишь – они спят, уходишь – они тоже спят, или просыпаешься, а они уже на работе. Сначала нас сильно загружали, чтобы понять нужно нам это или нет, готовы мы к этому или нет» Ирина Тараторкина


 Воспитание универсального артиста


Студенты, несмотря на свой юный возраст, серьезно относятся к выбранной профессии. И каждый отчетливо осознает, что это большой труд и большая ответственность. Выходить к зрителю – значит не уронить честь театра, честь курса, честь педагогов.


«Мы приучаем ребят к ответственности, собранности, к взрослому подходу к профессии. Наша самая главная задача- подковать их настолько, чтобы они могли выжить в любой ситуации, реализоваться в любой роли» Дмитрий Хомяков


Воспитание универсального артиста – одна из уникальных особенностей программы театрального курса Сергея Федотова. Универсальный артист должен уметь играть все, не задерживаясь надолго в одном амплуа:

«Обычно артисту дают текст, он его учит, надевает костюм и выходит на сцену. Второй спектакль то же самое. И в результате он всю жизнь играет одну роль. Да, костюмы разные. Музыка разная, пьесы разные, эпоха разная, партнеры разные – все другое, а он одинаковый везде. Мы не хотим допустить этого» Дмитрий Хомяков


Он умеет менять свое сознание, находя в себе все новые грани. Актер много думает над своей ролью, постановкой и ее сутью, находится в постоянном совершенствовании своих умений и навыков – работает над собой:


«Мы хотим, чтобы был артист универсальный и, придя в любой театр, не растерялся, а сам построил свою роль, подобрал весь инструмент, даже если режиссер с ним не работает» Дмитрий Хомяков


То, чего не видят другие: почему настоящий артист – это прежде всего личность


В театре «У Моста» учат, что на сцене актер должен выкладываться на все сто процентов, а то и больше, а в жизни быть человеком скромным, любознательным и настоящим. Ведь истинный артист – это, прежде всего, личность, находящаяся в непрерывном развитии и стремящаяся к совершенствованию своих духовных качеств:


«Я уверен, что хороший артист – личность.  Если ты растешь в духовном плане, не проходишь мимо каких-то вещей, а развиваешь себя как человек, то и профессия в тебе развивается» Дмитрий Хомяков


Настоящий артист должен обладать острым художественным зрением и особой глубиной души, чтобы видеть жизнь по-другому, в совершенно новых красках. И иметь смелость, чтобы говорить об этом:

«Мы учим артистов тому, что они должны замечать то, чего не видят другие и рассказывать об этом. Открывая глаза нашему Зрителю на то, чего он никогда не замечал или, о чем он никогда не задумывался. А иначе нет и смысла что-то делать» Дмитрий Хомяков


В размышлениях о будущем ребята вспоминают слова своих наставников:


«Дмитрий Григорьевич как-то раз сказал нам: «главное не то, куда мы потом пойдем, в какой город поедем, а главное то, что здесь нас учат быть не только хорошими, профессиональными актерами, но и достойными людьми» Дарья Пономарёва


Тренинги: вера в предлагаемые обстоятельства


Частью программы обучения ребят являются различные тренинги, психологические и учебные: на внимание, на концентрацию, на ориентацию в пространстве и т.д.


«Наши тренинги всегда очень объемные, по количеству знаний и опыта. С их помощью мы раскрываемся с разных сторон и учимся проникать в обстоятельства, чувствовать ситуацию и партнера» Анастасия Лузина


Высокая насыщенность занятий оправданна необходимостью быстрого роста актерского мастерства:


«Суть тренинга в том, что все те эмоции и переживания, которые у тебя скопились, вся энергия должна выплескиваться, после чего наступает опустошение, становится хорошо и легко. Далее ты снова накапливаешь энергию, а потом вновь выплескиваешь. Происходит такой психологический обмен» Ирина Тараторкина


Они помогают ребятам преодолевать те или иные страхи, какие-то внутренние барьеры. По словам студентов, тренинги не могут не нравиться, они во многом помогают им познавать и развивать себя, и способствуют сплочению их группы:


«Это очень мощно. Во время тренинга у тебя нет возможности не верить в предлагаемые обстоятельства, ты всецело и по-настоящему погружаешься в это. Не формально, а реально существуешь в этом пространстве, и после понимаешь, что должен также полностью выкладываться на сцене, вживаться и верить. При этом самое главное – находить гармонию между самим собой и образом, «полет» должен быть правильным и органичным» Дарья Пономарёва


 Пульс курса или на чем все держится


«Нам очень важно, чтобы ребята умели работать в команде, чтобы у них была серьезная, человеческая, душевная атмосфера внутри коллектива, потому что только при этом условии можно что-то сделать. Если мы идем на общее дело, не понимая и не уважая друг друга – ничего не получится. Взаимное доверие - самое главное» Дмитрий Хомяков


Этот принцип способствует максимальному сплочению курса:


«Я бы наш коллектив охарактеризовал одним словом - «семья» Артур Волхонский


Благодаря грамотному подходу руководителей курса, взаимодействие внутри коллектива основывается на тесном общении, взаимопомощи, доверии и совместном времяпрепровождении:


«Нам в принципе хорошо всем вместе. Изначально Сергей Павлович и Дмитрий Григорьевич сплотили нас в театре, превратили в одно целое, и с тех пор мы «не разлей вода». Даже в перемены в институте мы поем, танцуем. Это очень весело. У нас нет какого-то соперничества, все ко всему, мне кажется, очень спокойно относятся» Анна Якушева


Театр дарит ребятам особенные чувства, усиливая их эмоциональную связь:


«К курсу и к руководителям у меня любовь высшей степени. За этот учебный год мы стали настоящей семьей, где каждый друг за друга в ответе» Маргарита Якимова

«А мы тренируемся сразу на марафон»


 «Я хочу воплотить в жизнь идею Анатолия Эфроса о том, что актеры уже на первом курсе могут поставить свой спектакль, что они с первой постановки начинают постигать азы мастерства» Сергей Федотов


Главная уникальность программы обучения театрального курса Федотова - в воспитании универсального артиста.  Способы существует разные. Один из них – это то, что ребята с первого курса начали работать серьезно, комплексно, уже над целым спектаклем:


«В современном спектакле разучивают, по сути дела, кусочки, отрывочки из произведений и пьес, они тренируются на короткие дистанции. А мы тренируемся сразу на марафон. Потому, что спектакль - это некий завет. Нельзя думать «двумя-тремя сантиметрами». Это не приводит к тому, что артист начинает быстро расти» Дмитрий Хомяков


Придя на вступительный экзамен, год назад, у ребят было одно желание – стать «большими звездами», на которых смотрят, любят, дарят цветы и аплодисменты:


«И тут же, через полгода, они ясно понимают, что это очень серьезный труд. Мало того, что это серьезный труд, так это еще и серьезная работа над собой» Дмитрий Хомяков


Обучение ребят во многом способствует их внутреннему развитию:


«Наше обучение -  большой опыт общения с людьми, становишься намного грамотнее, насыщеннее внутри, узнаешь себя, каждую свою частичку» Анна Якушева


Две стрелы: о рождении и жизни спектакля


«Для меня две стрелы - это такой толчок, с которого началась наша деятельность как курса, как артистов, как ансамбля» Никита Пирожков


Первый спектакль, который «федотовцы» играют самостоятельно – «Две стрелы», по одноименной пьесе А. М. Володина. Он полностью погружает зрителя в атмосферу Каменного века и повествует о событиях, которые происходят в жизни одного племени.


«Сначала нас постепенно вводили в курс дела, мы читали, узнавали про первобытных людей, проводили тренинги, полностью погружаясь в то время. Мы сами шили костюмы, все проходило в очень теплой, семейной обстановке» Анастасия Лузина


Проработанная во всех деталях постановка позволяет каждому сидящему в зале стать сопричастным к происходящему на сцене. Запах костра, достоверная атрибутика и внешний облик героев, использование настоящего дерева в декорациях, драматическая музыка, которая сопровождает действие и переходит в нужный момент в звуки природы –все эти моменты дарят ощущение первобытности.


«Для наших спектаклей мы всегда выбираем пьесы, где есть смещение времен, есть интересные декорации, где можно как на машине времени улететь куда-то в иные миры. Эта пьеса - как раз такая возможность» Сергей Федотов


У героев «все как у людей» - и любовь, и дружба, и борьба за справедливость, и предательство. Комичность обыгрываемых ситуаций, как отмечают зрители во время «разбора» спектакля, является связующей нитью между современным обществом и дикарями.


«Это пьеса – предостережение о том, что нужно жить по человеческим законам, по справедливости» Сергей Федотов


Очень важным аспектом в работе над спектаклем были тренинги на «замедление сознания». Студенты учились мыслить особым образом, подобно первобытному человеку, благодаря чему речь становилась менее четкой и более медленной, а мимика – максимально выразительной, отражающей непосредственной удивление и отсутствие глубокомысленности:


«Герои в двух стрелах - люди к которым очень долго приходит мысль, и на самом деле когда мы играем, мы понимаем, что в голове пусто, что мысль приходит прямо здесь и сейчас, когда ты вслушиваешься в речь партнера. Каждый раз переживаешь все совершенно иначе, по-новому» Анна Якушева


Никто из актеров «не выходит» из образа даже в те моменты, когда внимание зрителей переключается на кого-то другого. Каждый всецело проживает жизнь «дикаря» даже в мельчайших деталях – в «почесываниях», в зевании, в походке, в манерах и реакциях на происходящее.
Самобытность, экспрессивность, яркость постановки оставляет отпечаток в сознании зрителя, открывая перед ним возможность задуматься над тем, что является истинно ценным в его жизни.
Абсолютное погружение в действие оказывает сильное эмоциональное воздействие не только на зрителя, но и на самих студентов: 


«Для меня это спектакль очень важен, он как первенец у влюбленной пары, и он навсегда останется для меня самым любимым» Артур Волхонский


 «Для меня эта пьеса навсегда останется отправной точкой в мир театра и актерского мастерства» Сергей Пепеляев


 Перед спектаклем


Перед спектаклями в театре «У Моста» проводятся, так называемые, флешмобы. Раньше ими занимались актеры театра, а теперь показ этих мини-перфомансов полностью закреплен за «федотовцами». Целью является подготовить зрителя к спектаклю, разогреть его интерес, подарить нужный настрой:

«Нам нужно взаимодействовать со зрителем, задача – заинтересовать его так, чтобы он пошел не в буфет, а был с нами. В итоге и мы заряжаемся на целый день, и зритель. Он не просто приходит в театр, снимает куртку, смотрит фотографии и заходит в зал, а уже в фойе становится частью такого маленького представления, дающего возможность полностью погрузиться в атмосферу предстоящего спектакля. Это очень интересно» Ирина Тараторкина


«И смело ему себя вверяем…»

«Театр- способ достижения внутренней гармонии и понимание чего-то нового. Благодаря театру я чувствую в себе изменения ежедневно. Театр- это чудо» Маргарита Якимова

Максимально осознанно студенты движутся в своем обучении. Они полностью отдаются своему делу, «вверяют» себя театру и по-настоящему доверяют своим наставникам, прислушиваясь к их словам:

«Когда ты выкладываешься на полную, ты чувствуешь сильную энергетическую отдачу, хочется играть дальше, и приходит понимание: «да, я на своем месте, я здесь и должна быть» Ирина Тараторкина

Кто такие "федотовцы"? - Это люди, стремящиеся стать настоящими артистами, которые непременно сумеют достучаться до своего Зрителя, пробудив в нем желание взглянуть на жизнь по - новому. Это двадцать три студента, с утра до ночи пропадающие в театре и на учебе, всецело посвящая себя актерскому искусству. Это ребята, полные энтузиазма, жизненной энергии и таланта, упорно движущиеся к достижению своих общих целей.

Ключевые слова: театрконцерт

Социальные комментарии Cackle