В традициях русского психологического театра — Календарь событий — Пермское землячество

Люди — наше главное богатство

Пермское землячество

ВКонтакте Twitter Facebook

Наши награды

Календарь событий

Подписаться на новости

Пожалуйста, подождите

Наши именинники

Дозморова Юлия Валерьевна
Кетов Сергей Валерьевич
Мерзляков Сергей Владимирович

В традициях русского психологического театра

5 июля

Первый курс Федотова

Кто такие «федотовцы?» Это люди, с первых минут своего поступления в институт, погруженные в мир театра во всем его многообразии. Это двадцать три студента ПГИКа, обучающиеся под руководством двух профессионалов театрального искусства – Сергея Павловича Федотова (художественного руководителя и мастера курса) и Дмитрия Григорьевича Хомякова (одного из педагогов по актерскому мастерству). Это молодые ребята, полные энергии, энтузиазма, таланта и решимости стать настоящими артистами.

«Курс, который я набрал, учится и в институте культуры, и в самом театре «У Моста». Они уже с самого первого дня погружены в театральный процесс и понимают, что такое настоящий театр»  Сергей Федотов

Совмещая учебную деятельность и участие в спектаклях, фестивалях, флешмобах, ребята «поселились» в театре, который стал для них вторым домом:

«Сплочение у нас произошло очень быстро, мы стали каким-то странным, непонятным, но всё же целостным организмом»  Никита Пирожков

Под присмотром опытных преподавателей, каждый из ребят раскрывается, расширяя внутренние границы своего восприятия и познавая магию театра:

«Я испытываю катарсис практически каждый спектакль. Возникает ощущение, что ты живешь ради этого, чувствуешь какой-то эмоциональный ожог и летишь в этой эйфории»   Дарья Пономарёва

Мастера своего дела «магически» формируют настоящих, универсальных артистов, прививая им любовь и уважение к актерскому делу и поддерживая теплую атмосферу внутри коллектива:

«Мы часто слышим от Сергея Павловича и Дмитрия Григорьевича, что они нас очень любят, что мы как их дети, они это в открытую говорят, совершенно не скрывают всю свою любовь, все эти чувства» Анна Якушева

Как и в любом творческом процессе есть свои тайные механизмы, так существуют и принципы, согласно которым развивается театральный курс Сергея Федотова, происходит личностное и профессиональное становление его «подопечных»:

«За время своей деятельности в театре у меня накопился колоссальный опыт в взращивании артистов, я бы даже сказал уникальная методика работы с актерами, которой я готов делиться»

Зритель: открыто и честно

Современный русский театр постепенно утрачивает свою национальную природу, пронизанную глубоким психологизмом и высокими идеалами. А ведь он и славится именно своей психологической основой. Так, как чувствует, как играет русский артист – не играет никто.

Современный артист должен знать проблемы и «болезни» сегодняшнего театра, чтобы, выходя на сцену, не обманывать зрителя и показывать театр настоящий, живой, с русской душой и искренней подачей. На тренингах с юными артистами говорят на очень серьезные темы о проблемах современного театра и о том, каким должен быть настоящий артист:

«И мы начали с ребятами говорить на репетициях, тренингах и занятиях о том, что самое главное сейчас то, что из театра уходит самая важная проблема - проблема Человека. Решается все что связано со спецэффектами, музыкальным сопровождением, яркими и достоверными костюмами, но театр перестал помогать решать человеку проблемы и говорить о них» Дмитрий Хомяков

Театр непременно должен обозначить какую-то проблему, заговорить о ней открыто и честно со Зрителем, открыв глаза на то, чего он не замечал раньше – вот мысль, которую пытаются донести преподаватели до студентов. Зритель должен выходить из зала не пустым, а озадаченным, воодушевленным и наполненным новыми мыслями и идеями. Настоящий театр всегда дарит своему Зрителю «момент вопроса», над которым тот непременно начнет думать.

Современный артист больше переживает за то, как он выглядит на сцене, а не за то, что он рассказывает своему Зрителю:

«Мы учим ребят тому, что в любой пьесе, любом тексте, роли и выходе на сцену нужно искать «проблему Человека» и решать ее, подбрасывая зрителю пищу для размышлений. Сейчас артисты выходят на сцену и думают о том, как они выглядят, какое впечатление производят. А мы занимаемся делом» Дмитрий Хомяков


«Федотовцы» смотрят спектакли, овладевая умением быть благодарными зрителями, тонко чувствующими и воспринимающими сценическое действо, а после – артистами, продолжателями традиций настоящего русского психологического театра.

 Актерское братство или о взаимодействии студентов с театром


Театральный курс Федотова сразу погружается в настоящую атмосферу театра, живущего в современном ритме. В театре «У Моста», где ребята обучаются актерскому мастерству, царит атмосфера самобытного и исключительного творчества: в одном зале поют, подбирая тональность, в другом репетируют новый спектакль, расставляя нужные акценты, устанавливаются декорации,  подбирается антураж, то и дело мелькают артисты, настраиваясь на работу… «От рассвета до заката» идет работа по всем направлениям. И ребята медленно, но верно вливаются в творческий процесс, становясь свидетелями и участниками таинства «рождения спектакля на сцене»:


«Если говорить о первом чувстве: это было глотком какого-то воздуха, непонятного для меня. Заходишь в театр, а тут все совсем другое, нежели в жизни, но ты чувствуешь, как тебя принимают. Ты смотришь на мир другими глазами, совершенно, все в голове просто взрывается» Анна Якушева


Театр «У Моста» часто гастролирует. И во время отсутствия основного состава актеров, «федотовцы» уже играют в спектаклях, заменяя артистов. Они разучивают новые роли, помогают создавать сценическое пространство, расставляя декорации и занимаясь подбором костюмов. И это очень ценно, ведь существует не так много театров, где к актеру, который только что закончил обучение, начинают относиться серьезно, разговаривая с ним на важные темы:


«Актеры, которые работают со студентами внутри спектакля, относятся к ним на равных, как к взрослым настоящим актерам. Это их, несомненно, подтягивает. Здесь не существует разделения н главных актеров и «антураж», который начинает свою деятельность с простой массовки. И они чувствуют такое актерское братство, что дает им очень серьезную подпитку, силу и веру в себя». Дмитрий Хомяков


Год для артиста – это год жизни, который не может пройти впустую, поэтому ребята очень ценят возможность такого тесного взаимодействия с профессиональными актерами:
«Меня очень вдохновляют театр и сами актеры, на них всегда смотришь, равняешься и многое от них перенимаешь. Они очень открытые, всегда можно подойти и что- то спросить, они всегда все тебе покажут, расскажут и объяснят. Поэтому такая форма подачи, конечно, нравится сама по себе» Анна Якушева
 

Почему театр стал «вторым домом»


Учебно-рабочий режим дня ребят позволяетим считать театр своим вторым домом: есть дни, когда они проводят первую половину дня в институте на учебных занятиях, а потом до позднего вечера (а иногда и ночи) занимаются своей профессиональной деятельностью: обучаются актерскому мастерству, посещают занятия по сценической речи, сценическому движению, занимаются танцами и вокалом, изучают историю театра и литературы, играют спектакли. Есть же дни, которые ребята полностью проводят в театре:

«Это тяжело, но оправданно, ведь именно эта непомерная загруженность приводит к результату» Анна Якушева


Как говорит С.П. Федотов: «Артист должен быть фанатом своего дела, в артисты идут те, кто забывают свою личную жизнь и полностью отдают себя театру». Однако сделав осознанный выбор, ребята иначе воспринимают происходящее:


«Я всегда знал, куда я иду, и понимал, что театр - это неимоверный труд, где нет ни праздников, ни дней рождений, ни выходных…впрочем, зачем нам выходные, если эта работа и есть праздник» Сергей Пепеляев


Такой насыщенный режим работы стал важной проверкой силы воли студентов и их настоящего желания заниматься актерским делом:


«В самом начале было очень тяжело, сложно привыкнуть к такому режиму: с друзьями не видишься, с родителями можешь сутками не видеться, потому что ты приходишь – они спят, уходишь – они тоже спят, или просыпаешься, а они уже на работе. Сначала нас сильно загружали, чтобы понять нужно нам это или нет, готовы мы к этому или нет» Ирина Тараторкина


 Воспитание универсального артиста


Студенты, несмотря на свой юный возраст, серьезно относятся к выбранной профессии. И каждый отчетливо осознает, что это большой труд и большая ответственность. Выходить к зрителю – значит не уронить честь театра, честь курса, честь педагогов.


«Мы приучаем ребят к ответственности, собранности, к взрослому подходу к профессии. Наша самая главная задача- подковать их настолько, чтобы они могли выжить в любой ситуации, реализоваться в любой роли» Дмитрий Хомяков


Воспитание универсального артиста – одна из уникальных особенностей программы театрального курса Сергея Федотова. Универсальный артист должен уметь играть все, не задерживаясь надолго в одном амплуа:

«Обычно артисту дают текст, он его учит, надевает костюм и выходит на сцену. Второй спектакль то же самое. И в результате он всю жизнь играет одну роль. Да, костюмы разные. Музыка разная, пьесы разные, эпоха разная, партнеры разные – все другое, а он одинаковый везде. Мы не хотим допустить этого» Дмитрий Хомяков


Он умеет менять свое сознание, находя в себе все новые грани. Актер много думает над своей ролью, постановкой и ее сутью, находится в постоянном совершенствовании своих умений и навыков – работает над собой:


«Мы хотим, чтобы был артист универсальный и, придя в любой театр, не растерялся, а сам построил свою роль, подобрал весь инструмент, даже если режиссер с ним не работает» Дмитрий Хомяков


То, чего не видят другие: почему настоящий артист – это прежде всего личность


В театре «У Моста» учат, что на сцене актер должен выкладываться на все сто процентов, а то и больше, а в жизни быть человеком скромным, любознательным и настоящим. Ведь истинный артист – это, прежде всего, личность, находящаяся в непрерывном развитии и стремящаяся к совершенствованию своих духовных качеств:


«Я уверен, что хороший артист – личность.  Если ты растешь в духовном плане, не проходишь мимо каких-то вещей, а развиваешь себя как человек, то и профессия в тебе развивается» Дмитрий Хомяков


Настоящий артист должен обладать острым художественным зрением и особой глубиной души, чтобы видеть жизнь по-другому, в совершенно новых красках. И иметь смелость, чтобы говорить об этом:

«Мы учим артистов тому, что они должны замечать то, чего не видят другие и рассказывать об этом. Открывая глаза нашему Зрителю на то, чего он никогда не замечал или, о чем он никогда не задумывался. А иначе нет и смысла что-то делать» Дмитрий Хомяков


В размышлениях о будущем ребята вспоминают слова своих наставников:


«Дмитрий Григорьевич как-то раз сказал нам: «главное не то, куда мы потом пойдем, в какой город поедем, а главное то, что здесь нас учат быть не только хорошими, профессиональными актерами, но и достойными людьми» Дарья Пономарёва


Тренинги: вера в предлагаемые обстоятельства


Частью программы обучения ребят являются различные тренинги, психологические и учебные: на внимание, на концентрацию, на ориентацию в пространстве и т.д.


«Наши тренинги всегда очень объемные, по количеству знаний и опыта. С их помощью мы раскрываемся с разных сторон и учимся проникать в обстоятельства, чувствовать ситуацию и партнера» Анастасия Лузина


Высокая насыщенность занятий оправданна необходимостью быстрого роста актерского мастерства:


«Суть тренинга в том, что все те эмоции и переживания, которые у тебя скопились, вся энергия должна выплескиваться, после чего наступает опустошение, становится хорошо и легко. Далее ты снова накапливаешь энергию, а потом вновь выплескиваешь. Происходит такой психологический обмен» Ирина Тараторкина


Они помогают ребятам преодолевать те или иные страхи, какие-то внутренние барьеры. По словам студентов, тренинги не могут не нравиться, они во многом помогают им познавать и развивать себя, и способствуют сплочению их группы:


«Это очень мощно. Во время тренинга у тебя нет возможности не верить в предлагаемые обстоятельства, ты всецело и по-настоящему погружаешься в это. Не формально, а реально существуешь в этом пространстве, и после понимаешь, что должен также полностью выкладываться на сцене, вживаться и верить. При этом самое главное – находить гармонию между самим собой и образом, «полет» должен быть правильным и органичным» Дарья Пономарёва


 Пульс курса или на чем все держится


«Нам очень важно, чтобы ребята умели работать в команде, чтобы у них была серьезная, человеческая, душевная атмосфера внутри коллектива, потому что только при этом условии можно что-то сделать. Если мы идем на общее дело, не понимая и не уважая друг друга – ничего не получится. Взаимное доверие - самое главное» Дмитрий Хомяков


Этот принцип способствует максимальному сплочению курса:


«Я бы наш коллектив охарактеризовал одним словом - «семья» Артур Волхонский


Благодаря грамотному подходу руководителей курса, взаимодействие внутри коллектива основывается на тесном общении, взаимопомощи, доверии и совместном времяпрепровождении:


«Нам в принципе хорошо всем вместе. Изначально Сергей Павлович и Дмитрий Григорьевич сплотили нас в театре, превратили в одно целое, и с тех пор мы «не разлей вода». Даже в перемены в институте мы поем, танцуем. Это очень весело. У нас нет какого-то соперничества, все ко всему, мне кажется, очень спокойно относятся» Анна Якушева


Театр дарит ребятам особенные чувства, усиливая их эмоциональную связь:


«К курсу и к руководителям у меня любовь высшей степени. За этот учебный год мы стали настоящей семьей, где каждый друг за друга в ответе» Маргарита Якимова

«А мы тренируемся сразу на марафон»


 «Я хочу воплотить в жизнь идею Анатолия Эфроса о том, что актеры уже на первом курсе могут поставить свой спектакль, что они с первой постановки начинают постигать азы мастерства» Сергей Федотов


Главная уникальность программы обучения театрального курса Федотова - в воспитании универсального артиста.  Способы существует разные. Один из них – это то, что ребята с первого курса начали работать серьезно, комплексно, уже над целым спектаклем:


«В современном спектакле разучивают, по сути дела, кусочки, отрывочки из произведений и пьес, они тренируются на короткие дистанции. А мы тренируемся сразу на марафон. Потому, что спектакль - это некий завет. Нельзя думать «двумя-тремя сантиметрами». Это не приводит к тому, что артист начинает быстро расти» Дмитрий Хомяков


Придя на вступительный экзамен, год назад, у ребят было одно желание – стать «большими звездами», на которых смотрят, любят, дарят цветы и аплодисменты:


«И тут же, через полгода, они ясно понимают, что это очень серьезный труд. Мало того, что это серьезный труд, так это еще и серьезная работа над собой» Дмитрий Хомяков


Обучение ребят во многом способствует их внутреннему развитию:


«Наше обучение -  большой опыт общения с людьми, становишься намного грамотнее, насыщеннее внутри, узнаешь себя, каждую свою частичку» Анна Якушева


Две стрелы: о рождении и жизни спектакля


«Для меня две стрелы - это такой толчок, с которого началась наша деятельность как курса, как артистов, как ансамбля» Никита Пирожков


Первый спектакль, который «федотовцы» играют самостоятельно – «Две стрелы», по одноименной пьесе А. М. Володина. Он полностью погружает зрителя в атмосферу Каменного века и повествует о событиях, которые происходят в жизни одного племени.


«Сначала нас постепенно вводили в курс дела, мы читали, узнавали про первобытных людей, проводили тренинги, полностью погружаясь в то время. Мы сами шили костюмы, все проходило в очень теплой, семейной обстановке» Анастасия Лузина


Проработанная во всех деталях постановка позволяет каждому сидящему в зале стать сопричастным к происходящему на сцене. Запах костра, достоверная атрибутика и внешний облик героев, использование настоящего дерева в декорациях, драматическая музыка, которая сопровождает действие и переходит в нужный момент в звуки природы –все эти моменты дарят ощущение первобытности.


«Для наших спектаклей мы всегда выбираем пьесы, где есть смещение времен, есть интересные декорации, где можно как на машине времени улететь куда-то в иные миры. Эта пьеса - как раз такая возможность» Сергей Федотов


У героев «все как у людей» - и любовь, и дружба, и борьба за справедливость, и предательство. Комичность обыгрываемых ситуаций, как отмечают зрители во время «разбора» спектакля, является связующей нитью между современным обществом и дикарями.


«Это пьеса – предостережение о том, что нужно жить по человеческим законам, по справедливости» Сергей Федотов


Очень важным аспектом в работе над спектаклем были тренинги на «замедление сознания». Студенты учились мыслить особым образом, подобно первобытному человеку, благодаря чему речь становилась менее четкой и более медленной, а мимика – максимально выразительной, отражающей непосредственной удивление и отсутствие глубокомысленности:


«Герои в двух стрелах - люди к которым очень долго приходит мысль, и на самом деле когда мы играем, мы понимаем, что в голове пусто, что мысль приходит прямо здесь и сейчас, когда ты вслушиваешься в речь партнера. Каждый раз переживаешь все совершенно иначе, по-новому» Анна Якушева


Никто из актеров «не выходит» из образа даже в те моменты, когда внимание зрителей переключается на кого-то другого. Каждый всецело проживает жизнь «дикаря» даже в мельчайших деталях – в «почесываниях», в зевании, в походке, в манерах и реакциях на происходящее.
Самобытность, экспрессивность, яркость постановки оставляет отпечаток в сознании зрителя, открывая перед ним возможность задуматься над тем, что является истинно ценным в его жизни.
Абсолютное погружение в действие оказывает сильное эмоциональное воздействие не только на зрителя, но и на самих студентов: 


«Для меня это спектакль очень важен, он как первенец у влюбленной пары, и он навсегда останется для меня самым любимым» Артур Волхонский


 «Для меня эта пьеса навсегда останется отправной точкой в мир театра и актерского мастерства» Сергей Пепеляев


 Перед спектаклем


Перед спектаклями в театре «У Моста» проводятся, так называемые, флешмобы. Раньше ими занимались актеры театра, а теперь показ этих мини-перфомансов полностью закреплен за «федотовцами». Целью является подготовить зрителя к спектаклю, разогреть его интерес, подарить нужный настрой:

«Нам нужно взаимодействовать со зрителем, задача – заинтересовать его так, чтобы он пошел не в буфет, а был с нами. В итоге и мы заряжаемся на целый день, и зритель. Он не просто приходит в театр, снимает куртку, смотрит фотографии и заходит в зал, а уже в фойе становится частью такого маленького представления, дающего возможность полностью погрузиться в атмосферу предстоящего спектакля. Это очень интересно» Ирина Тараторкина


«И смело ему себя вверяем…»

«Театр- способ достижения внутренней гармонии и понимание чего-то нового. Благодаря театру я чувствую в себе изменения ежедневно. Театр- это чудо» Маргарита Якимова

Максимально осознанно студенты движутся в своем обучении. Они полностью отдаются своему делу, «вверяют» себя театру и по-настоящему доверяют своим наставникам, прислушиваясь к их словам:

«Когда ты выкладываешься на полную, ты чувствуешь сильную энергетическую отдачу, хочется играть дальше, и приходит понимание: «да, я на своем месте, я здесь и должна быть» Ирина Тараторкина

Кто такие "федотовцы"? - Это люди, стремящиеся стать настоящими артистами, которые непременно сумеют достучаться до своего Зрителя, пробудив в нем желание взглянуть на жизнь по - новому. Это двадцать три студента, с утра до ночи пропадающие в театре и на учебе, всецело посвящая себя актерскому искусству. Это ребята, полные энтузиазма, жизненной энергии и таланта, упорно движущиеся к достижению своих общих целей.

Ключевые слова: театрконцерт

Социальные комментарии Cackle