Всемирный день искусства и международный день культуры — Новости землячества — Новости — Пермское землячество

Наши именинники

Бухман Лев Аркадьевич
Демаков Александр Владимирович
Исламов Руслан Маратович
Пушкарёва Нелли Георгиевна

Всемирный день искусства и международный день культуры

15 апреля

Всемирный день искусства и международный день культуры

Всемирный день искусства отмечается ежегодно 15 апреля. Он был учрежден Международной ассоциацией искусства и впервые отмечался в 2012 году.
Идея международного дня, посвященного всем видам изобразительного искусства, впервые прозвучала на 17-й Генеральной Ассамблее Международной ассоциации искусства, проходившей в мексиканском городе Гвадалахара. Ее предложил представитель Турции и поддержали делегаты от Франции, Китая, Кипра, Швеции, Японии, Словакии, Маврикия и Норвегии.
15 апреля было выбрано в качестве даты потому, что в этот день в 1452 году родился Леонардо да Винчи, выдающийся итальянский художник.
Кроме того, 15 апреля в России и многих других странах отмечается Международный день культуры. Дата этого праздника связана с принятием Пакта Рериха — первого международного акта об охране культурных ценностей, который стал основой многих действующих договоренностей о сохранении культурного наследия.

В такой день особенно приятно начинать новую традицию – Пермское землячество открывает рубрику, посвященную пермским деятелям культуры. Пермский край богат на таланты. Не зря Пермь всегда считалась культурным городом. Специально для Пермского землячества журналист Иван Козлов подготовил материал о жизни и живописи пермской художницы Анны Аборкиной.
Художник Анна.
С картинами Анны Аборкиной я познакомился, кажется, в 2014 году, когда Музей советского наива открыл выставку своей коллекции в бизнес-центре «Галерея». Теперь, спустя время, я не могу точно сказать, что меня зацепило сильнее: её работы как таковые или же сами персонажи её картин. За долгие десятилетия творческого пути она нарисовала огромное количество портретов, а вот список тем, когда-либо её интересовавших, не так уж и велик. Их можно перечислить по пальцам одной руки: пушкиниана, русский балет и наследие Дягилева, династия Романовых, а также просто знакомые и близкие люди. Секрет в том, что её близкие, изображённые в её неповторимом стиле, как будто автоматически становились близкими и для меня, и мне передавалось их мироощущение, мягкость, а иногда и наивность.
Насчёт наивности – это я зря, наверное. Оговорюсь, что я привык трактовать наивность исключительно как доброту, благодетель а иногда и жертвенность: таково большинство её героев. А то Анна Владимировна, если увидит это слово в моём тексте, сотрёт меня в порошок. Сама она категорически не приемлет ярлыков, которые на неё неизбежно навешивают, и первые из них - «наивный художник» или ещё того хуже «самодеятельный художник». Существует клише, согласно которому наивность предполагает детский взгляд на мир. Так вот, это точно не про неё. Когда-то Аборкина сказал мне в интервью: «Моё творчество – это взгляд человека, который много пожил, много страдал и радовался, и который в данный момент живёт в сером мире. И за счёт живописи, красок, цвета и сочетания цветов я себе создаю другой мир. «Детский взгляд» на творчество я категорически отрицаю».
Действительно, вся жизнь Анны Аборкиной, состоящая из внешних вызовов и непростых внутренних решений, исключила для неё такую роскошь, как инфантильность и легкомыслие. Будучи дочерью известного журналиста Владимира Аборкина, она имела все шансы построить журналистскую карьеру, но отказалась от неё в пользу чистого творчества, которое не приносило ей ни дохода, ни какой-либо другой формы капиталов. Даже известности долго не приносило: 50 лет, с того момента, как её детские работы появились на стенах Дома журналиста, у неё не было ни единой выставки. Выставочная карьера (если здесь допустимо такое громкое слово) для неё началась только в 2010 году, после множества жизненных перипетий и после того, как Анна совершенно лишилась здоровья, а чуть позже -  даже возможности выходить на улицу.
Поэтому сегодня мало кто может похвастаться личным знакомством с ней. Она не особенно поддерживает контакты с внешним миром, но, впрочем, как бы банально это ни звучало, за неё говорит её творчество, которое становилось и становится её единственной отдушиной в самые тяжёлые моменты. И это творчество действительно не «наивное», хотя к тем, кто оценивает его исключительно по формальным критериям, Анна, на мой взгляд, могла бы быть более снисходительной. Всё же необходима определённая насмотренность, чтобы понять – мы имеем дело с настоящим и состоявшимся художником, работам которой, несмотря на кажущуюся непосредственность, характерен драматизм – точнее даже сказать, особая драматургия на грани театральности (здесь определённо сказалась её любовь к театрам – в своё время она пересмотрела огромное количество постановок). Даже цветовая гамма её работ, кажется, подчинена общему глобальному замыслу, хотя сама Анна говорит, что яркость её красок – последствие «южности», приобретённой после нескольких лет жизни в Туркмении.
С самой Анной Аборкиной я познакомился в 2014 году – сперва ради интервью, а потом и для большого текста в университетский сборник. Этот текст занимал 15 страниц и, кажется, вместил в себя всё, что я знал об Аборкиной и всё, что я мог сказать о ней и её творчестве. С тех пор мы практически не общались, я не знал ничего о её жизни и не следил за новыми картинами, так уж вышло. Но, вернувшись к этой теме и к этой личности спустя три года, обнаружил, что писать о ней можно, не опасаясь самоповторов. Видимо, так и должно быть с по-настоящему интересными личностями и тем искусством, которые они создают – постичь их в один момент невозможно, нужно дать времени сделать свою работу. Единственное, что в этом тексте осталось от предыдущего – это заголовок. «Художник Анна» это название портрета Аборкиной кисти Юрия Жаркова. Она любит и этот портрет и это название, подчёркивая, что не следует писать «художница»: презирать феминитивы она стала задолго до того, как их употребление стало предметом бесконечной дискуссии. Но дело не в этом. Пожалуй, «Художник Анна» - это не просто словосочетание, но предельно очищенное от ярлыков, концентрированное послание о ней самой и о её творчестве. Любое уточнение, любая лишняя буква и надстройка будет уже лишней и отягощающей. Её зовут Анна, и она художник. Это всё, что следует знать. А дальше нужно только смотреть работы.

Иван Козлов


Социальные комментарии Cackle

Подписаться на новости
Пожалуйста, подождите