«Русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса» — Новости землячества — Новостной блок — Пермское землячество

Наши именинники

Алиева Елена Клементьевна
Викулов Андрей Владимирович
Кузаев Вильдар Шарифуллович
Мовчан Владимир Петрович
Натфулин Андрей Станиславович
Плотникова Анастасия Николаевна
Полыгалова Надежда Викторовна

«Русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса»

27 марта

«Гражданин Перми».
Иосиф Бродский

В рубрике Q & A мы рассказываем о важнейших личностях и значимых фамилиях для истории края. В первом выпуске шёл разговор о династии Строгановых, сегодняшний материал посвящён Сергею Дягилеву.

Сергей Дягилев и Леонид Мясин
Сергей Дягилев и танцовщик Леонид Мясин

ЧЕМ ИЗВЕСТЕН СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ?

Дягилев был выдающимся организатором или, говоря замысловатее, – антрепренёром. Некоторые называют его первым русским продюсером. На весь мир Сергей Дягилев знаменит как создатель «Русских сезонов» - гастрольных выступлений артистов Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга за границей в 1908-1914 годах. «Если Европа и нуждается в русском искусстве, то она нуждается в его молодости и в его непосредственности», — писал он.

В 1906 и 1907 годах Дягилев организовывал в столице Франции художественные выставки, тем самым он прощупывал почву – есть ли интерес к русскому искусству в Европе. Интерес был немалый. И потому 19 мая 1908 года «Русские сезоны» открылись в Парижской опере постановкой «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, главную партию исполнял Ф.И.Шаляпин. Европейская публика была в совершенном восторге. Успех мероприятия был неоспоримым, вследствие чего Дягилев решил организовывать ежегодные выезды, расширив программу – с 1909-го к оперным постановкам добавили четыре одноактных балета.

Как отмечают исследователи, «сезоны» были средством пропаганды русского искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, они способствовали расцвету балета в странах, где этот вид искусства не был развит.

Сергей Дягилев и часть его труппы
Сергей Дягилев и часть его труппы

Впрочем, и до «Русских сезонов» Дягилев успел сделать многое. Его организаторские способности получили применение ещё в конце 1890-х. После окончания юридического факультета в 1898-м году вместе с А.Н.Бенуа он создаёт художественное объединение «Мир искусства» и начинает издание одноимённого журнала, в работе которого Дягилев участвует и как редактор, и как автор.

Свою инициативу по созданию «Мира искусства» Дягилев и Бенуа объяснили желанием противостоять тенденциозному и социально ориентированному искусству передвижников. Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины 18 века. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет оформительского искусства и графики.

У БОЛЬШИНСТВА ДЯГИЛЕВ АССОЦИИРУЕТСЯ ИМЕННО С БАЛЕТОМ. ПОЧЕМУ ТАК?

Как мы уже отметили, в 1909-м году Дягилев впервые привёз в Европу, в Париж, русский балет. Поскольку французский зритель был большим любителем хорошего балета, ведь де-факто этот вид искусства зародился именно во Франции, лучшие русские артисты произвели настоящий триумф.

Сергей Дягилев и танцовщик Вацлав Нижинский
Сергей Дягилев и танцовщик Вацлав Нижинский

До начала Первой мировой войны в 1914-м году Дягилев организовывал выступления своей антрепризы по всей Европе, зрители видели на сцене и оперу, и балет. Но после возникновения военных событий в 1915-м полноценного «сезона» организовать уже не получилось - на фоне боевых действия искусство отошло на второй план. Дягилев изрядно сократил программу, оставив лишь балетные постановки, подписал контракты только со своими лучшими танцовщиками и отправился на гастроли в США. В 1917-м году «Русский балет Дягилева» вернул себе публику. Кампания дала большие концерты в Париже, а затем отправилась в Португалию и Южную Америку.

За 20 лет своего существования все крупнейшие страны Европы увидели дягилевские спектакли. Сам же Сергей Павлович так ни разу и не вернулся после начала войны в Россию. Несколько раз он пытался организовать выступления в постреволюционной стране, но из этого ничего не вышло. Городом же, в котором базировалась компания Дягилева, где проходили репетиции и подготовка будущих постановок, стал Монте-Карло.

Есть и ещё один фактор, почему Дягилева связывают в первую очередь с балетом - именно в организации балетных «сезонов» проявился его незаурядный дар первооткрывателя талантов. Он дал шанс стать профессиональными артистами Леониду Мясину, Михаилу Фокину, Вацлаву Нижинскому, Сержу Лифарю и многим другим. Дягилев первым открыл талант Игоря Стравинского, предложив ему написать балет для «Русских сезонов». Великий антрепренёр положительно повлиял на профессиональную судьбу таких композиторов как Эрик Сати и Морис Равель.

Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Именно благодаря гастролям труппы Сергея Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьёзных художников. Творить для балета стали Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.

КАК ДЯГИЛЕВ СВЯЗАН С ПЕРМЬЮ?

Самым прямым образом. Пермь фактически была его малой родиной, хотя формально будущий импресарио родился в 1872-м году в Новгородской губернии. Но детские и юношеские годы Дягилев провёл в Перми. Здесь, на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская), у его деда, потомственного дворянина и уроженца Перми, Павла Дягилева был особняк, который украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, а на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев.

Особняк называли «пермскими Афинами». У Дягилевых устраивали литературные и музыкальные вечера (отец с мачехой пели под фортепианный аккомпанемент сына) — их дом был центром культурной жизни Перми. Именно здесь начала проявляться у Сергея Дягилева настоящая тяга к искусству. Родовой дом Дягилева сохранился по сей день, сейчас в нём располагается гимназия его имени, а также мемориальный музей «Дом Дягилева».

Семья Дягилевых. Сергей - справа.
Семья Дягилевых. Сергей - справа.

Как раз в Перми Сергей Павлович показал себя выдающимся организатором впервые  - весной 1887 г. в Пермском городском театре прошли «Русские исторические концерты с живыми картинами», устроенные Дягилевыми, с участием членов семьи и Пермского музыкального кружка. Идею подобного представления Сергей Дягилев ярко реализует спустя 20 лет в Париже.

На пермской земле пробуждается интерес Сергея Дягилева к музыке, которую он страстно полюбил. Здесь же он получил первые театральные впечатления и как зритель, и как участник концертно-музыкальной жизни города. Многие члены семьи Дягилева были музыкально одарёнными людьми. Но в дополнение к домашнему обучению музыке для Сергея Павловича были организованы частные уроки с лучшими музыкантами города. В Перми великий антрепренёр сформировался как личность. Он прожил в городе до 1890 года.

КАК НЫНЕШНЯЯ ПЕРМСКАЯ ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ ДЯГИЛЕВА?

Много раз звучало предложение переименовать пермский аэропорт «Большое Савино» в честь Сергея Дягилева. В частности, в 2011-м году тогдашний министр культуры Пермского края Николай Новичков выдвигал такую идею. Но каждый раз для принятия решения находились препятствия.

Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву, установлённый в Перми 15 мая 2007 - находится в концертном зале Дома Дягилева
Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву, установлённый в Перми 15 мая 2007 - находится в концертном зале Дома Дягилева

Ежегодно с 2003-го года в городе проводится «Дягилевский фестиваль». Инициатива по его созданию принадлежит Пермскому театру оперы и балета. Возможно, это дань памяти великой фамилии, ведь именно благодаря финансовой поддержке Дягилевых здание театра было воздвигнуто.

С 2012-го года художественным руководителем «Дягилевского фестиваля» является Теодор Курентзис. Это мероприятие регулярно привлекает внимание любителей искусства со всей Европы. И это не штамп. Зрители фестиваля видят мировые премьеры оперных и балетных постановок; концерты симфонической, органной, джазовой музыки; ретроспективы фильмов; художественные выставки и многое другое. Есть ощущение, что Дягилев бы гордился размахом и разнообразием программ фестиваля, организованного в его честь.


Источники:

1. Суриц Е.Я. Русский балет Дягилева. Большая российская энциклопедия.
https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/3521455

2. Кулаков В.А., Фраёнова О.В. Дягилев. Большая российская энциклопедия.
https://bigenc.ru/music/text/3822462

3.  Боброва Е.Е. Сергей Павлович Дягилев. Архив города Перми.
http://www.permarchive.ru/index.php?page=sergej-pavlovich-dyagilev

4. Волкова Б. «Он открыл Россию миру». Русские сезоны Сергея Дягилева. ТАСС.
https://tass.ru/spec/sergei_dyagilev

5. Бенуа А. Н. Мои воспоминания.
http://benua.su/books/

6. Герулайтис Н.А. Дягилев Сергей Павлович. Энциклопедия Великая история
https://w.histrf.ru/articles/article/show/diagiliev_sierghiei_pavlovich

7. Каминская Ю. Биография великого антрепренёра.
https://2queens.ru/Articles/Teatr-Balet/Sergej-Dyagilev-Otkrovennaya-biografiya-velikogo-antreprenyora.aspx?ID=2689


Социальные комментарии Cackle

Подписаться на новости
Пожалуйста, подождите