«Русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса» — Новости землячества — Новостной блок — Пермское землячество

Наши именинники

Калайджи Роман Владимирович
Леденцова Ольга Евгеньевна
Михайлов Сергей Юрьевич
Семушин Сергей Валерьевич
Сидоренко Анатолий Савельевич
Шабайлов Николай Николаевич

«Русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса»

27 марта

«Гражданин Перми».
Иосиф Бродский

В рубрике Q & A мы рассказываем о важнейших личностях и значимых фамилиях для истории края. В первом выпуске шёл разговор о династии Строгановых, сегодняшний материал посвящён Сергею Дягилеву.

Сергей Дягилев и Леонид Мясин
Сергей Дягилев и танцовщик Леонид Мясин

ЧЕМ ИЗВЕСТЕН СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ?

Дягилев был выдающимся организатором или, говоря замысловатее, – антрепренёром. Некоторые называют его первым русским продюсером. На весь мир Сергей Дягилев знаменит как создатель «Русских сезонов» - гастрольных выступлений артистов Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга за границей в 1908-1914 годах. «Если Европа и нуждается в русском искусстве, то она нуждается в его молодости и в его непосредственности», — писал он.

В 1906 и 1907 годах Дягилев организовывал в столице Франции художественные выставки, тем самым он прощупывал почву – есть ли интерес к русскому искусству в Европе. Интерес был немалый. И потому 19 мая 1908 года «Русские сезоны» открылись в Парижской опере постановкой «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, главную партию исполнял Ф.И.Шаляпин. Европейская публика была в совершенном восторге. Успех мероприятия был неоспоримым, вследствие чего Дягилев решил организовывать ежегодные выезды, расширив программу – с 1909-го к оперным постановкам добавили четыре одноактных балета.

Как отмечают исследователи, «сезоны» были средством пропаганды русского искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, они способствовали расцвету балета в странах, где этот вид искусства не был развит.

Сергей Дягилев и часть его труппы
Сергей Дягилев и часть его труппы

Впрочем, и до «Русских сезонов» Дягилев успел сделать многое. Его организаторские способности получили применение ещё в конце 1890-х. После окончания юридического факультета в 1898-м году вместе с А.Н.Бенуа он создаёт художественное объединение «Мир искусства» и начинает издание одноимённого журнала, в работе которого Дягилев участвует и как редактор, и как автор.

Свою инициативу по созданию «Мира искусства» Дягилев и Бенуа объяснили желанием противостоять тенденциозному и социально ориентированному искусству передвижников. Художников объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины 18 века. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет оформительского искусства и графики.

У БОЛЬШИНСТВА ДЯГИЛЕВ АССОЦИИРУЕТСЯ ИМЕННО С БАЛЕТОМ. ПОЧЕМУ ТАК?

Как мы уже отметили, в 1909-м году Дягилев впервые привёз в Европу, в Париж, русский балет. Поскольку французский зритель был большим любителем хорошего балета, ведь де-факто этот вид искусства зародился именно во Франции, лучшие русские артисты произвели настоящий триумф.

Сергей Дягилев и танцовщик Вацлав Нижинский
Сергей Дягилев и танцовщик Вацлав Нижинский

До начала Первой мировой войны в 1914-м году Дягилев организовывал выступления своей антрепризы по всей Европе, зрители видели на сцене и оперу, и балет. Но после возникновения военных событий в 1915-м полноценного «сезона» организовать уже не получилось - на фоне боевых действия искусство отошло на второй план. Дягилев изрядно сократил программу, оставив лишь балетные постановки, подписал контракты только со своими лучшими танцовщиками и отправился на гастроли в США. В 1917-м году «Русский балет Дягилева» вернул себе публику. Кампания дала большие концерты в Париже, а затем отправилась в Португалию и Южную Америку.

За 20 лет своего существования все крупнейшие страны Европы увидели дягилевские спектакли. Сам же Сергей Павлович так ни разу и не вернулся после начала войны в Россию. Несколько раз он пытался организовать выступления в постреволюционной стране, но из этого ничего не вышло. Городом же, в котором базировалась компания Дягилева, где проходили репетиции и подготовка будущих постановок, стал Монте-Карло.

Есть и ещё один фактор, почему Дягилева связывают в первую очередь с балетом - именно в организации балетных «сезонов» проявился его незаурядный дар первооткрывателя талантов. Он дал шанс стать профессиональными артистами Леониду Мясину, Михаилу Фокину, Вацлаву Нижинскому, Сержу Лифарю и многим другим. Дягилев первым открыл талант Игоря Стравинского, предложив ему написать балет для «Русских сезонов». Великий антрепренёр положительно повлиял на профессиональную судьбу таких композиторов как Эрик Сати и Морис Равель.

Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Именно благодаря гастролям труппы Сергея Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьёзных художников. Творить для балета стали Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.

КАК ДЯГИЛЕВ СВЯЗАН С ПЕРМЬЮ?

Самым прямым образом. Пермь фактически была его малой родиной, хотя формально будущий импресарио родился в 1872-м году в Новгородской губернии. Но детские и юношеские годы Дягилев провёл в Перми. Здесь, на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская), у его деда, потомственного дворянина и уроженца Перми, Павла Дягилева был особняк, который украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, а на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев.

Особняк называли «пермскими Афинами». У Дягилевых устраивали литературные и музыкальные вечера (отец с мачехой пели под фортепианный аккомпанемент сына) — их дом был центром культурной жизни Перми. Именно здесь начала проявляться у Сергея Дягилева настоящая тяга к искусству. Родовой дом Дягилева сохранился по сей день, сейчас в нём располагается гимназия его имени, а также мемориальный музей «Дом Дягилева».

Семья Дягилевых. Сергей - справа.
Семья Дягилевых. Сергей - справа.

Как раз в Перми Сергей Павлович показал себя выдающимся организатором впервые  - весной 1887 г. в Пермском городском театре прошли «Русские исторические концерты с живыми картинами», устроенные Дягилевыми, с участием членов семьи и Пермского музыкального кружка. Идею подобного представления Сергей Дягилев ярко реализует спустя 20 лет в Париже.

На пермской земле пробуждается интерес Сергея Дягилева к музыке, которую он страстно полюбил. Здесь же он получил первые театральные впечатления и как зритель, и как участник концертно-музыкальной жизни города. Многие члены семьи Дягилева были музыкально одарёнными людьми. Но в дополнение к домашнему обучению музыке для Сергея Павловича были организованы частные уроки с лучшими музыкантами города. В Перми великий антрепренёр сформировался как личность. Он прожил в городе до 1890 года.

КАК НЫНЕШНЯЯ ПЕРМСКАЯ ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ ДЯГИЛЕВА?

Много раз звучало предложение переименовать пермский аэропорт «Большое Савино» в честь Сергея Дягилева. В частности, в 2011-м году тогдашний министр культуры Пермского края Николай Новичков выдвигал такую идею. Но каждый раз для принятия решения находились препятствия.

Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву, установлённый в Перми 15 мая 2007 - находится в концертном зале Дома Дягилева
Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву, установлённый в Перми 15 мая 2007 - находится в концертном зале Дома Дягилева

Ежегодно с 2003-го года в городе проводится «Дягилевский фестиваль». Инициатива по его созданию принадлежит Пермскому театру оперы и балета. Возможно, это дань памяти великой фамилии, ведь именно благодаря финансовой поддержке Дягилевых здание театра было воздвигнуто.

С 2012-го года художественным руководителем «Дягилевского фестиваля» является Теодор Курентзис. Это мероприятие регулярно привлекает внимание любителей искусства со всей Европы. И это не штамп. Зрители фестиваля видят мировые премьеры оперных и балетных постановок; концерты симфонической, органной, джазовой музыки; ретроспективы фильмов; художественные выставки и многое другое. Есть ощущение, что Дягилев бы гордился размахом и разнообразием программ фестиваля, организованного в его честь.


Источники:

1. Суриц Е.Я. Русский балет Дягилева. Большая российская энциклопедия.
https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/3521455

2. Кулаков В.А., Фраёнова О.В. Дягилев. Большая российская энциклопедия.
https://bigenc.ru/music/text/3822462

3.  Боброва Е.Е. Сергей Павлович Дягилев. Архив города Перми.
http://www.permarchive.ru/index.php?page=sergej-pavlovich-dyagilev

4. Волкова Б. «Он открыл Россию миру». Русские сезоны Сергея Дягилева. ТАСС.
https://tass.ru/spec/sergei_dyagilev

5. Бенуа А. Н. Мои воспоминания.
http://benua.su/books/

6. Герулайтис Н.А. Дягилев Сергей Павлович. Энциклопедия Великая история
https://w.histrf.ru/articles/article/show/diagiliev_sierghiei_pavlovich

7. Каминская Ю. Биография великого антрепренёра.
https://2queens.ru/Articles/Teatr-Balet/Sergej-Dyagilev-Otkrovennaya-biografiya-velikogo-antreprenyora.aspx?ID=2689

Ключевые слова: Q & A

Социальные комментарии Cackle

Подписаться на новости
Пожалуйста, подождите