«За год в музыкальной школе я прошёл программу семи лет» — Новости землячества — Новостной блок — Пермское землячество

Наши именинники

Бывальцев Илья Святославович
Ляхов Андрей Александрович
Марченко Владимир Васильевич

«За год в музыкальной школе я прошёл программу семи лет»

31 марта

СЦЕНА МОЛОД. Рубрика, в которой мы знакомим вас с молодыми и амбициозными пермяками.

Герой этого интервью - 20-летний Артём Тетерин – пианист-самоучка, даёт сольные концерты на крупных городских площадках, пишет фортепианную и симфоническую музыку, руководит своей группой, сочиняет произведения для спектаклей.

В интервью «Пермскому землячеству» он рассказал о том, как впервые сел за фортепиано, о своём отношении к музыкальным конкурсам и о планах отправиться в гастрольный тур.  

 

Александр Пахомов

- Артём, начнём с самых базовых вопросов. Сколько тебе лет, чем занимаются твои родители? Кто-то в твоей семье был связан с музыкой? Возможно, среди предков были музыканты? 

- Мне 20 лет. Моя мама работает врачом-диагностиком, меня тоже готовили к врачебному делу, но в итоге я выбрал музыку. Что касается моей семьи, то только дедушка был ударником в одной из пермских групп примерно в 70-80-ых годах.

- Когда и при каких обстоятельствах ты почувствовал влечение к исполнению музыки? Почему выбрал фортепиано?

- С самого детства меня словно преследовал этот инструмент. Он стоял у нас дома, так как моя мама училась в музыкальной школе. В пыли он протомился тридцать лет. Как мне рассказывали - однажды я сел за него и сыграл; сам при этом не понимал, что играю. Всё получилось само собой. Затем начал играть песенки наподобие Собачьего вальса. Тогда занятия на фортепиано стали увлечением, а сейчас уже переросли в профессию. Думаю, если бы дома у меня был другой инструмент, я бы учился играть на нём.

- Расскажи, пожалуйста, про стадии обучения исполнительскому мастерству. Насколько я знаю, ты самоучка. При этом уже даёшь сольные концерты. Каким образом ты научился играть на высоком уровне?

- Не знаю, можно ли назвать меня самоучкой, потому что я закончил музыкальную школу. Но специально ноты я никогда не учил, всё складывалось само собой.

- Ты ведь довольно поздно пришёл в музыкальную школу?

- Я пришёл в первый класс «музыкалки», когда мне было 14 или 15 лет и я учился в восьмом классе общеобразовательной школы. Когда я пришёл туда, на меня посмотрели, как на самородка, сказали – тебе нечего делать в первом классе, иди сразу же в выпускной класс. Тогда уже я начал писать разную музыку, партитуры. Не знаю, откуда я знал всё, что нужно было для этого. Пользовался своим слухом, много играл...

- Выходит, ты прошёл программу семи классов музыкальной школы за девять месяцев?

- Да, за год я прошёл программу семи лет. Но затем ещё учился в восьмом дополнительном классе. В «музыкалке» я изучил наследие музыкальной культуры вместе со своим педагогом, Татьяной Евгеньевной Киселёвой.

Но во время обучения я самостоятельно очень много играл на фортепиано, просто в силу своего желания, мне это было в удовольствие; параллельно слушал огромное количество музыки - благодаря этому сформировал свой собственный стиль.

- В чём он заключается?

- Друзья говорят – если пройти по коридору института культуры, когда в кабинетах идут занятия, сразу ясно, в каком кабинете играю я. В моей манере есть что-то от Оскара Питерсона, что-то от Раймонда Паулса. Я играю чрезмерно уверенно, экспрессивно, в чём-то даже грубовато.

- Вернёмся к музыкальным школам на секунду. Не секрет, что многие родители насильно заставляют детей обучаться в них. На твой взгляд, занятия музыкой в школах необходимы всем детям?

- Думаю, это вопрос, касающейся не только родителей. Проблема в системе образования. Ребенка нужно заинтересовывать, потому что просто «пианино» его не привлекает. А как заинтересовать ученика — это уже дело преподавателя. Думаю, развить способности к какой-либо деятельности можно у каждого, но нужно обязательно прислушиваться к мнению детей. Если ребёнок хочет заниматься футболом, а не музыкой, а родители насильно его ведут в «музыкалку», толка от этой затеи не будет.

- Сколько лет тебе было, когда ты начал выступать перед публикой? Как это сложилось?

- Как только я поступил в музыкальную школу, у меня сразу начались выступления на разных конкурсах, краевых и международных. В 14 лет я выступал уже перед довольно большой аудиторией – человек 80-100. Выступал я и на концертах в самой музыкальной школе, как это делает все учащиеся. Ближе к окончанию обучения играл сольные концерты минут на 40. Опять же всё получилось само собой…

- Ты лауреат всероссийских и международных конкурсов. Назови, пожалуйста, крупнейшие из них.

- Честно, я вообще не гонюсь за наградами. И конкурсы ненавижу. У меня огромное количество дипломов. Но на стены я их не вешаю, они лежат далеко в папке. Одно могу сказать точно - все дипломы только за Гран-при и лауреатство первой-второй степени, ни одного диплома за третье место.

В целом же, в конкурсах меня заставляют участвовать просто, чтобы что-то было, какие-то документы. В прошлом году мы вместе с ансамблем съездили на международный конкурс «Усадьба Jazz» в Санкт-Петербург. Играли «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Из престижных фестивалей, в которых я участвовал, вспомню фестиваль им. Д.Б. Кабалевского. 

- На твоей страничке в интернете указано, что ты учишься в Пермском государственном институте культуры на специальности «музыкально-инструментальное искусство». Сразу же несколько вопросов. Почему ты выбрал именно этот вуз? Были ли у тебя предложения из других учебных заведений? Сегодня интересно ли тебе учиться в ПГИКе?

- Три года назад, когда возник вопрос о поступлении в вуз, я получил приглашение из Санкт-Петербурга, но по семейным обстоятельствам был вынужден остаться в Перми. У нас же в городе кроме ПГИКа другого учебного заведения просто нет.

Что касается образования, это спорный вопрос. Я учусь на факультете, который называется «Консерватория»; подчеркну - только называется. Уровень образования далеко не консерваторский. Не говорю про всех преподавателей, но некоторые педагоги – люди неквалифицированные и бестактные. Преподают в вузе, при этом сами не имеют высшего образования, должной квалификации, но у них есть звания заслуженных артистов России. Говорю об этом, потому что не хочу, чтобы с такой проблемой сталкивались по-настоящему талантливые музыканты, которые хотели бы получить компетентное образование.

Сам же я уже подал документы на отчисление, летом буду поступать в Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

- Сколько в день ты играешь за фортепиано?

- По-разному. Например, в последние три дня вообще не подходил к инструменту. Но я очень тщательно готовлюсь к концертам. Если у меня сольник, за два с половиной месяца начинаю капитальную работу: по сценарию, по выбору программы, по записи музыкального материала – чтобы я сыграл удачно произведение в собственной обработке, мне нужно его записать и много раз переслушать.

В таком ритме я жил последнее время, сидел за инструментом целыми днями, потому что в конце марта у меня намечался концерт «Джазовое рандеву» в культурном пространстве «Часовой завод». Но этот концерт мы перенесли из-за коронавируса на 25 апреля. Боюсь, и это дата не окончательная. Придётся переносить ещё раз.

В обычные будние дни я играю время от времени, не более.

- В связи с коронавирусом многие музыканты сейчас организовывают онлайн-концерты. Ты не думал об этом?

- Мне это очень интересно, уже советовался со своим бэндом. Но я не вполне компетентен в технической части – как это всё обустроить и как организовать. Думаю, мы разберёмся в этом, кое-какие идеи есть, механизм запущен.

(уже после интервью «JazzLight Band» Артёма Тетерина организовала несколько онлайн-концертов, подробности ищите в социальных сетях группы – прим.ред.)

- Ты руководитель коллектива «JazzLight Band». Расскажи, пожалуйста, кто кроме тебя состоит в этой группе? Насколько часто вы выступаете, что играете?

- Мы играем эстрадно-джазовую музыку. Программы очень разные – от сочинений мэтров джаза, Уильяма Хенди, Гленна Миллера, Раймонда Паулса, Оскара Петерсона, до известных современных композиторов.

К каждой программе я привлекаю разное количество исполнителей. Мы играли уже и дуэтом, и трио, и квартетом, и бэндом, и даже симфо-джазом. Например, с моим другом саксофонистом Георгием Патракеевым мы сделали в дуэте две ярких программы: «Джаз на двоих» и последнюю на данный момент программу - «Джазовая кинолента». Концерты у нас проходят регулярно, примерно раз в месяц.

Но возвращаясь к вопросу о количестве участников в программах, сейчас я остановился с экспериментами и понял, что мне комфортно играть с таким составом - три саксофона, фортепиано в моём лице, бас, ритм-гитара, ударные и вокал.

- Сколько программ ты подготовил на данный момент?

- За три года я подготовил девять программ. Считаю, что это довольно много. И все меня винят в одном – сыгранную один раз программу, я не повторяю. Мне неинтересно играть одно и то же несколько раз, всегда хочется играть новое, другое. 

- Знаю, что и ты сам сочиняешь музыку. Какую? Исполняешь ли её на концертах?

- Музыку я пишу разную. Но свои композиции я никогда практически не играю. Последний раз исполнял их в 2016-м году на композиторском фестивале, который проходил у нас в Перми.

Сначала я писал фортепианные произведения, потом симфонические, не так давно мне заказали музыку два театра. Для спектакля «Волшебный поезд» театра кукол я написал пять композиций. Понял, что очень сложно писать музыку для детей, просто катастрофа. И недавно написал пару номеров для «Театра-Театра».

А сейчас взялся за новое для себя направление – пишу песни на оригинальные стихи администратора нашего бэнда, Анастасии Чудановой. Двенадцать уже написал. Но дальше предстоит колоссальный процесс – мало ведь сочинить слова, написать музыку, нужно ещё сделать уместную аранжировку, затем поработать с вокалистом, записать всё это в студии.

- Ты уже решил, что будешь делать музыкальную карьеру? Если да, какая у тебя профессиональная цель?

- Да, я решил, что свяжу свою жизнь с музыкой. Планы у меня грандиозные - от формирования гастрольных туров до создания школы с эстрадно-джазовым уклоном. Когда ждать гастрольного тура? Даю себе прогноз – три года. Вообще же город Пермь – отличная площадка для старта карьеры, для раскрутки своего имени. Считаю, что буквально за два года я здесь хорошо развернулся, сделал концерты на больших площадках. Дальше смотрю уже на более крупные города.

- В чувственном и эмоциональном плане, что тебе даёт музыка?

- Возможно, прозвучит пафосно, но музыка – это для меня буквально всё: удовольствие, работа…  Когда я сажусь за инструмент, я полностью отключаюсь от внешнего мира, для меня уже никого не существует, я полностью погружён в исполнение: хоть взорвись всё, я всё равно доиграю.

- Артём, в 20 лет ты даёшь сольные концерты на крупных городских площадках, у тебя своя группа, ты сочиняешь музыку для спектаклей – в общем, делаешь многое из того, что недоступно твоим сверстникам. Учитывая всё это, ты считаешь себя уникальным человеком?

- Выдающимся я себя точно не считаю. Ничего выдающегося я пока не сделал. Про уникальность – возможно. Но это если рассматривать мою персону в рамках Перми; если рассмотреть более широкие рамки, никакой уникальности, по-моему, нет. Хотя я ездил поступать в институт культуры в Питер, мне сказали – у нас так студенты четвёртых курсов не играют. А мне не показалось, что я сыграл как-то особенно, сыграл обычно, как умею, всё было в порядке вещей…

БЛИЦ

1. Твоё любимое занятие после музыки?

Отдых для меня – это смена деятельности, но так или иначе любой отдых связан с музыкой. 

2. Три лучших пианиста в истории, на твой вкус.

Если говорить о джазовых пианистах, то это - Оскар Питерсон, Билл Эванс, Кенни Баррон.

3. Музыкальный инструмент, который тебе хотелось бы освоить.

Меня полностью устраивает фортепиано.

4. Три твоих любимых композитора или музыкальных исполнителя.

Джордж Гершвин, Джон Уильямс, Ойген Цицеро.

5. Три музыканта, с которыми тебе хотелось бы выступить на сцене больше всего.

Назову двоих. Сергей Жилин и Борис Фрумкин.

Ключевые слова: сценамолод

Социальные комментарии Cackle

Подписаться на новости
Пожалуйста, подождите